Добавлено 19 декабря 2014 года в 10:31, Пт
Источник: http://forum220.ru/starters-asynchronous-motors.php
Пускатели на электромагнитных контакторах их аналоги - бесконтактные пускатели на тиристорах. Сравнение, обзор достоинств и недостатков тех и других.
Электрические устройства, предназначенные для подключения трехфазных асинхронных двигателей непосредственно к сети переменного тока, принято называть пускателями. Идея их заключается в том, чтобы обеспечивать автоматическую коммутацию силовой цепи двигателя, производя переключения в слаботочной сети.
Для подавляющего большинства электриков, магнитный пускатель – это обязательно разновидность контактора, имеющая три пары силовых контактов, несколько пар слаботочных контактов, не защищенных дугогасительными камерами, а также корпус, магнитопровод с подвижным якорем и, конечно, катушку управления.
Алгоритм его работы предельно прост: на катушку подается питающее напряжение, в результате чего, она притягивает к магнитопроводу якорь вместе с подвижными контактами, которые надежно прижимаются к контактам неподвижным.
Для обеспечения реверсивного пуска асинхронного привода используются два таких контактора, конструктивно объединенных в реверсивный пускатель. При включении одного из них порядок включения «фаз» будет условно «прямым», а при включении другого – «обратным». Отличие лишь в том, что две из трех «фаз» при обратном порядке меняются местами.
При одновременном включении обоих контакторов реверсивного пускателя на их контактной группе произойдет короткое межфазное замыкание. Чтобы этого не происходило, в реверсивных пускателях применяются два вида блокировок – электрическая и механическая.
Механическая блокировка заключается в том, что при втягивании якоря одного из контакторов, другой якорь блокируется каким-либо выдвижным элементом с возвратным механизмом. Из-за сложности устройства механическая блокировка обычно применяется только в заводских реверсивных пускателях, выполняемых в едином корпусе.
Электрическая блокировка применяется во всех схемах реверсивных пускателей. В наиболее общем виде – это два нормально замкнутых контакта, управляемых катушками пускателя. Каждый контакт располагается в цепи катушки другого контактора. Таким образом, контактор одного из направлений может включиться, только если другой выключен и замкнул свой блокировочный контакт.
Пускатели асинхронных приводов, реализуемые на контакторах, имеют существенные недостатки. Во время работы они издают шум, причем в тем большей степени, чем больше мощность используемых контакторов. С другой стороны, силовые контакты пускателей непрерывно подвергаются воздействию электрической дуги, несмотря на наличие дугогасительных камер.
Это способствует их быстрому выходу из строя. Во время включения/выключения контакторов, особенно при большом их токовом номинале, возникают ударные нагрузки и вибрации, нередко приводящие к ослаблению контактов и механических креплений. Поэтому, контакторные пускатели нуждаются в систематическом обслуживании, контроле состояния пружин, зачистке контактов и протяжке болтовых соединений.
Из-за перечисленных недостатков некоторые специалисты для пуска асинхронных приводов отдают предпочтение бесконтактным устройствам, реализуемым на силовых тиристорах.
Идея тоже не отличается повышенной сложностью: пара встречно включенных тиристоров являет собой один силовой полюс и пропускает ток в обоих направлениях при подаче выпрямленного напряжения на их управляющие электроды. Три подобных пары в каждой «фазе» двигателя – это готовый пускатель.
Бесконтактные тиристорные пускатели могут быть одно- и трехполюсные, реверсивные и нереверсивные. При желании в подобном устройстве, вполне можно предусмотреть защиту двигателя от перегрузок и прочие виды традиционных защит.
Достоинства бесконтактных пускателей состоят в их малых габаритах, бесшумности работы и высокой наработке на отказ. Недостатками можно считать более высокую стоимость и низкую ремонтопригодность по сравнению с аналогичным устройствами на контакторах.